«Ледокол логистики». Как растущие аппетиты Китая вывели Калининградскую область из транспортного тупика

27.09.2017

«Больше не транспортный тупик»

На станции «Черняховск» впервые перегрузили контейнеры с грузового поезда, прибывшего из Польши по узкой железнодорожной колее, на платформы состава, соответствующего российскому стандарту. Тем самым, как сообщал «ФедералПресс» в понедельник, 25 сентября, Калининградская область стала звеном нового Шелкового пути, представляющего собой транспортный коридор от Китая до Западной Европы.

Об уникальной особенности железной дороги в Калининградской области говорили многие годы: здесь, как и повсюду на постсоветском пространстве, проложены пути шириной 1520 мм, но при этом частично сохранились узкоколейки шириной 1435 мм, которые распространены в большинстве европейских стран. О том, что из этой особенности можно извлекать выгоду, как отметила глава регионального министерства развития инфраструктуры Елена Дятлова, «до этого много думали и много говорили, но говорить и делать – это две большие разницы».
Реализовать проект удалось буквально за пару месяцев с того момента, как была достигнута договоренность между Калининградской железной дорогой (КЖД) и Объединенной транспортно-логистической компанией (ОТЛК), созданной в 2014 году тремя государствами-участниками на тот момент Таможенного союза – Россией, Казахстаном и Белоруссией. Такая скорость, как пояснили в ОТЛК, связана с растущим грузопотоком по направлению Китай – Европа. Включение Калининградской области в межгосударственный проект позволит разгрузить уже задействованную железнодорожную инфраструктуру. Пункт перегрузки контейнеров в Черняховске стал дополнительным, основной находится в Бресте, тем не менее, для янтарного края, отрезанного от других областей России, перераспределение части грузопотока стало историческим событием.

«Теперь мы можем сказать: Калининградская область – больше не транспортный тупик, – подчеркнула Елена Дятлова в разговоре с журналистом «ФедералПресс» о значении открытия пункта перегрузки в самом западном регионе России. – Самое главное, чтобы этот поезд ходил на постоянной основе, мало запустить его один раз. Коллеги-железнодорожники хотят, чтобы поезд ходил 365 дней в году. Предстоит огромная работа, чтобы наладить регулярный поток грузов, которые генерируются в Китае и Европе. Подключить сюда наши предприятия, которые будут экспортировать продукцию калининградского производства, – это тоже большая работа».

«Каждый четвертый контейнер – из Китая в Европу»

Первый груз из янтарного края уже отправили в КНР по широкой колее через Литву, Беларусь, Россию и Казахстан. До места назначения поезд дойдет за 13 суток. «Мы сокращаем путь доставки грузов из Китая в Европу и обратно в три раза по сравнению с традиционным морским путем», – пояснил врио заместителя председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов на церемонии открытия пункта. Он отметил, что участие Калининградской области в проекте нового Шелкового пути создает дополнительные возможности для развития бизнеса и повышает инвестиционную привлекательность региона.

Но пока речь идет именно о возможностях, а не о действующих механизмах. Не только калининградские, российские производители в целом к транзитному коридору Достык/Алтынколь – Брест пока не подключились, сообщила пресс-секретарь ОТЛК Мария Тетерина: «Действует практика так называемых прицепок, когда к нашим контейнерным поездам, которые формируются на станции «Брест», прицепляются экспортные вагоны. Такое соглашение подписано только с Белоруссией».

Мария Тетерина подтвердила, что через Калининградскую область планируется направлять один контейнерный поезд в день. По ее словам, в этом заинтересованы все участники процесса, поскольку объем транзитных перевозок растет. «Я могу говорить только о коридоре Казахстан – Россия – Беларусь: по нему в 2016 году прошло свыше тысячи контейнерных поездов, а в этом году мы зафиксировали тысячный поезд уже в августе, – рассказала пресс-секретарь ОТЛК. – В Китае есть потребность увеличивать объемы отгрузок по железной дороге, потому что растет количество потребителей китайских товаров в Европе, точно также растет количество потребителей европейских товаров в КНР».

Дальнейший рост транзитных перевозок между Китаем и Европой прогнозирует РЖД. По данным компании, за 8 месяцев этого года по Транссибирской магистрали перевезено в 1,5 раза больше грузов, чем за тот же период 2016 года, при этом объем транзитных перевозок увеличился на 78 %. Между тем, уже в прошлом году был достигнут рекорд: объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибу достиг 517 тысяч ДФЭ (или TEU – единица измерения, равная объему 20-футового контейнера. – Прим. авт.). «Каждый четвертый контейнер, который перевозился по Транссибу в 2016 году, был транзитным в сообщении Китай – Европа», – приводятся слова первого вице-президента РЖД Александра Мишарина в распространенном компанией пресс-релизе. Активный рост транзита из КНР ожидается и в 2018 году, и в последующие годы, заявил представитель Российских железных дорог.

«КЖД может дать низкий тариф»

Китай почти 99 % всех грузов в Европу отправляет морем, по железной дороге идет 1,2 % от общего трафика – и это 1500 поездов ежегодно, рассказал глава Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный. «Китайское руководство выпустило директиву, предписывающую довести долю железнодорожных отправок и отгрузок в Европу за следующие 10 лет до 25 %. Это более чем десятикратный рост перевозок по Российским железным дорогам. Будет уже не 1500, а 15 тысяч и 20 тысяч поездов», – отметил собеседник «ФедералПресс».
Тот факт, что новый Шелковый путь проходит теперь через Калининградскую область Владимир Зарудный назвал «революцией в логистике» не только янтарного края, но и всей России. Действительно, самый западный регион страны – единственный, где существует возможность переместить железнодорожные грузы с российской колеи на европейскую и наоборот. При этом он отметил, что местные производители уже получили шанс наладить экспортные поставки в Китай. Так, при перегрузке с одной колеи на другую высвобождается большой парк железнодорожных платформ, которые возвращаются в Китай за следующей партией груза.

«Они могут идти как порожними, будучи предоплаченными китайской стороной, так и могут везти контейнеры из Европы – полные или пустые, – пояснил глава Корпорации развития. – У Китая положительное сальдо торгового баланса с Европой: примерно 30 % грузов составляют товары европейских производителей, остальное – это китайская продукция. По сути, две трети контейнеров в КНР идут порожними. И все они предоплачены китайскими грузоотправителями. Это значит, что железная дорога может дать низкий тариф, беспрецедентный дисконт на товары, идущие из Калининградской области в Китай, и мы об этом разговаривали с начальником КЖД Виктором Голомолзиным и его замами».

Благодаря спецтарифу стоимость калининградской продукции будет более конкурентной, сказал Владимир Зарудный. По его словам, уже сейчас местные производители бутилированной воды задумываются о поставках в Китай – из-за дефицита пресной питьевой воды, вызванной в том числе химическим загрязнением грунтовых вод, в Поднебесной такой товар очень востребован. Но в минувший понедельник появилась реальная перспектива осуществить эти планы.

«Возможность вернуть грузопотоки»

Увеличение грузопотока открывает большие перспективы и для развития логистических центров, заметил глава Корпорации развития. Как рассказал Владимир Зарудный, как раз на этой неделе на сессии Внешэкономбанка состоится презентация проекта «Сухопутный порт Черняховский». Проект, бюджет которого составляет около 12 млрд рублей, подразумевает создание узла перегрузки в индустриальном парке «Черняховск».

«Проект позволит нам реализовать эволюционную концепцию портов. Сегодня порты – по большей части не стивидорские компании, они являются, скорее, технопарками, вокруг движения товаров которых возникают производства. Поэтому отгрузка первого поезда из Европы в Китай – это тот ледокол, который сломает многолетний лед в логистических потоках. Считаю, что это фундаментальное изменение рынка всей логистики и всех грузоперевозок», – отметил Владимир Зарудный.

По его мнению, увеличение грузопотока в Калининградской области создаст предпосылки для развития мультимодальных перевозок, когда задействуются разные виды транспорта, в том числе морской. «Больший поток грузов создаст возможность формирования контейнерных и иных грузовых линий, а линии – это всегда более доступные тарифы и более доступное ведение бизнеса, то есть все от этого только выиграют», – добавил руководитель Корпорации развития калининградской области.

Важно, чтобы грузовые поезда ходили по четкому расписанию, подчеркнул Владимир Зарудный. Тогда возникнут возможности для бизнеса в плане создания совместных производств и производственных цепочек. При этом сырье и комплектующие могут поставляться не только из Китая и в Китай, регулярное железнодорожное сообщение позволяет наладить более тесное сотрудничество и с партнерами по ЕАЭС, которые также участвуют в проекте нового Шелкового пути. «Это возможность вернуть грузопотоки и обеспечить людей работой», – резюмировал глава корпорации, говоря о пункте перегрузки в Калининградской области.

До конца года в янтарном крае для перегрузки контейнеров задействуют также станцию «Дзержинская-Новая». В настоящее время здесь завершается строительство специализированной площадки, которую оснастят специальным оборудованием для обработки крупнотоннажных контейнеров.

"Рост количества отгрузок из Китая в Европу открывает перспективы развития не только России и Калининградской области через транспортный коридор - возврат больших потоков грузов на железную дорогу способствует ревитализации старых транспортных узлов из Европы, в частности земель Германии, откуда грузы ушли на побережье в портовые города, такие как Гамбург. Возможность организации приемки потока контейнеров из Китая на Европу обсуждалась в Корпорации развития Калининградской области господином Михаэлем Банцхафом, а также с представителями федеральной земли Тюрингия и представителями города Мюльхаузе госпожой Бургомистром Беате Зиль и госпожой Эльке Хольцапфель", - прокомментировал Генеральный директор Корпорации развития  Владимир Зарудный.

Источник: fedpress.ru