Мифология гольфа: развенчать, чтобы выиграть

Мифология гольфа: развенчать, чтобы выиграть
04.07.2017

Миф 1. Гольф — это дорого. 

Это убеждение трансформировалось из понятия «элитарность».  В настоящее время из спорта для королевских семей гольф  постепенно превращается в массовый вид. Действительно, членство в привилегированных закрытых клубах по-прежнему требует серьезных затрат — взносы (в российских гольф-клубах – от 150 000 до 730 000 рублей), соблюдение дресс-кода, дорогостоящие экипировка и инвентарь. Однако  разовые посещения  демократичных площадок  сравнимы с расценками теннисных кортов (кстати, теннис когда-то тоже считался  исключительно элитным видом). Во многих городах работают драйвинг-рейнджи - площадки, на которой гольфисты отрабатывают удары по мячу. Цены там очень лояльные: стоимость корзины мячей начинается от 200 рублей. Прокат клюшки обойдется в 250 рублей.

Миф 2. Гольф — это  развлечение.

С 2016 года гольф вернулся в программу летних Олимпийских игр, так что теперь это один самых серьезных видов спорта.  Оказывается государственная  поддержка развития гольфа со стороны Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Реализуется программа развития детско-юношеского гольфа. По расчетам, к 2022 г. необходимое оборудование для начальных занятий гольфом и квалифицированные преподаватели появятся в примерно 1000 школах России, а число учеников, начавших играть в гольф, составит около 500 000.  К участию в программе  активно привлекают региональные гольф-клубы, чтобы они предоставляли детям возможность  заниматься бесплатно или на льготных условиях.

Дальновидные родители отправляют своих чад обучаться игре в гольф с раннего детства, если уверены, что в будущем они посвятит себя карьере топ-менеджера. Считается, этот вид спорта один из самых сложных, и в первую очередь с технической точки зрения. Упражнения по отработке одного и того же удара вырабатывают в ребенке навыки выдержки и спокойствия, которые жизненно важны при ведении бизнеса. Прежде чем удастся загнать мяч в лунку, предстоит часами отрабатывать технику. Тут, как это ни странно для такой спокойной на вид игры, важна физическая подготовка.

 

Миф 3. Гольф — это  не более чем игра. 

Согласно исследованиям аудиторско-консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»,   только 35 % посетителей гольф-клубов  приходят туда ради спортивных занятий (реально  играют в гольф 15%). Около 10%  стремятся  попасть в определенную бизнес-среду для установления деловых контактов. 30%  рассчитывает в первую очередь  на рекреацию и отдых.  Около 25%  спроса - со стороны корпоративных или частных клиентов, проводящих конференции, собрания, тренинги и торжества на территории клуба.

Во многих странах поля для гольфа – важная часть туристического и ресторанно-гостиничного бизнеса, указывает исследование финансовой корпорации  HSBC. Связанные с гольфом турниры и мероприятия в мире собирают более $2 млрд в год. А объем рынка гольф-туризма, который особенно быстро растет в Азии и на Ближнем Востоке, превышает $1 млрд; строительство полей включено в национальные стратегии по развитию туризма в таких странах, как эмират Абу-Даби, социалистический Вьетнам и даже Куба, где гольф запретили после революции более полувека назад.

 

Миф 4 . Гольф — это трудно окупаемые вложения.

Да, гольф - бизнес затратный. Ежегодно на содержание 18-луночного гольф-поля необходимо 25-27 миллионов рублей: на удобрения, инвентарь, оборудование для ремонта и полива, общие затраты на содержание комплекса. Изначальный размер инвестиций зависит от вида комплекса, который планируется построить: гольф-клуб, гольф-курорт, гольф-клуб в составе жилого комплекса или гольф-курорт и жилой комплекс. 

Когда гольф-клуб входит в состав более крупного комплекса, он становится компонентом, влияющим на общий престиж комплекса и стоимость недвижимости в его составе, не обладая при этом в большинстве случаев максимальной доходностью среди прочих составляющих. Объекты, расположенные в непосредственной близости от гольф поля, позиционируются как эксклюзивные и ассоциируются с высоким уровнем жизни.

Согласно мировой практике, как правило, поле окупается за счет продажи жилой недвижимости: смысл в том, что человек, живя в таком месте, приобщается к активному образу жизни, занимается гольфом и пользуется развитой инфраструктурой клуба. Опыт показывает, что подобные проекты окупаются за 8-12 лет.

При этом гольф-индустрия более устойчива к колебаниям рынка с точки зрения капиталоемкости и итоговой доходности. Профессионально спроектированное, построенное и управляемое поле может само по себе приносить хороший доход. Желание увеличить добавленную стоимость соседних объектов недвижимости стало причиной строительства поля для гольфа в 39% случаев, показало исследование KPMG, а в трети случаев основной целью было получение прибыли собственно на игре. Интересно, что в Восточной Европе (к этому региону относится Россия) 47% респондентов сказали, что главной мотивацией был их личный интерес к гольфу. Это самый высокий показатель в EMEA (экономический регион и/или рынок сбыта, включающий в себя Европу, в том числе Россию, Ближний Восток и Африку); в Великобритании и Ирландии, где гольф – часть давней традиции, а доля игроков и членов клубов высока, так ответили лишь 12%.

 

Миф 5. Гольф — это мало востребованная сфера спроса.

В исследовании «Мировая индустрия гольфа 2015» аналитической компании Repucom указано, что в России гольфом так или иначе интересуются 7,9 млн человек, это 12-е место из 28 стран, включенных в исследование. Предложение качественных услуг в России в настоящее время ограничено. Спрос на услуги клубов превышает предложение. Поэтому значительная доля российских игроков предпочитает крупные международные гольф-курорты, расположенные в Испании, Португалии, Финляндии, Польше, Китае и Корее. В целом мировая тенденция такова, что заядлые гольфисты предпочитают играть в разных местах, постоянно перемещаются. Жесткой привязки к домашнему полю у них нет, поэтому спрос обеспечен не только со стороны «внутренних»  игроков, но и иностранных туристов и спортсменов.

Миф 6. Гольф- это не для России

В ходе опроса дизайнеров полей в 2014 г. специалисты практики по консультированию по вопросам гольфа KPMG  уточнили, в каких странах, по их мнению, следует ожидать наиболее быстрого роста строительства полей для гольфа в ближайшие пять лет. Китай назвали 53%, Индию – 40%, на 3-м месте оказались Россия и страны СНГ (38%), за ними шли Южная Америка и страны Карибского бассейна, а также Юго-Восточная Азия (по 35%).

По результату опросов в соцсетях и на сайте «Гольф.ру», среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на частоту занятий гольфом для россиян, первое место поделили стоимость и удаленность клуба от дома. Это весьма ожидаемый результат, учитывая преимущественно загородное расположение гольф- клубов. Наличие свободного времени оказалось лишь на 6 месте, в то время как в зарубежных странах этот фактор является самым популярным. На третьем месте для отечественных гольфистов оказалась «возможность играть со знакомыми и семьей», то есть клуб должен работать в смешанном или открытом формате.

 

Миф 7. Гольф — это не для Калининградской области.

Самое главное заблуждение: в Калининградской области неподходящий для гольфа  (слишком дождливый) климат.  В реальности среднее количество осадков, выпадающих в теплые месяцы в регионе (с апреля по сентябрь- 397 мм) равно показателю Москвы и Подмосковья (391 мм), где расположена львиная доля российских  клубов. Более того, 8 из топовой десятки лучших мировых полей расположены на побережье океана или моря, то есть в климате с никак не меньшей, чем в Калининграде, влажностью. Да, у нас большее в сравнении с другими регионами количество пасмурных дней, когда солнце скрыто за облаками, и возможно, именно это и породило легенду о вечном балтийском дожде. Однако для игры в гольф отсутствие зноя и слепящих солнечных лучей – это как раз преимущество.

Климат с мягкой, часто бесснежной зимой и увеличенным в сравнении с остальной Россией сезоном, подходящим для игры, способствует более распределенной эксплуатации поля в течении года, а значит, потенциальной возможности снижения тарифов. Из-за высокой стоимости за игру на поле, гольф-индустрия России теряет половину потенциальных клиентов, которые имеют возможность и желание начать играть, готовы оплачивать тренировки, но их отпугивают цены. Если бы стоимость была ниже, то дополнительно 40,29% респондентов начали бы заниматься гольфом. На более дешевых полях, хоть и более низкого качества, стоимость за игру на которых не будет превышать 2’500 рублей,  готовы играть в общей сложности 64,07% потенциальных гольфистов.

В случае реализации инвестиционного проекта в области туристско-рекреационной деятельности – а строительство гольф-курорта как раз относится к этой сфере -  достаточно вложения пятидесяти миллионов рублей (при регистрации компании на территории региона), чтобы стать резидентом  Особой экономической зоны Калининградской области и пользоваться всеми ее преференциями.

Кроме того, в Калининградской области имеется местные ресурсы для обустройства поля (песок и торф), что обеспечивает приемлемую цену и короткое плечо доставки. Учитывая требуемый объем, это немаловажный фактор в себестоимости строительства. 

Высокий процент людей пенсионного возраста, в т.ч. военных пенсионеров  (обладающих большим количеством свободного времени и достаточно высокими доходами), включая переехавших сюда на постоянное место жительства – потенциальная аудитория для роста потребления услуг гольф-клуба, вместе с жителями Москвы и Петербурга, которые приобрели недвижимость на побережье Балтики и приезжают сюда на отдых. Кроме того, в Калининградской области уже есть объект притяжения премиального сегмента туристов – игорная зона «Янтарная», гости которой могут составить значительную часть потребителей услуг как гольф-клуба, так и сопутствующей инфраструктуры.

И наконец, главное преимущество – наличие достаточной площади земельного участка в рекреационной зоне. Наиболее подходящими из всех существующих в индустрии форм для Калининградской области можно назвать гольф-курорт с зоной жилой застройки: это позволит реализовать весь имеющийся потенциал местных ресурсов, включая землю, бальнеологические факторы и высокий спрос на жилье, расположенное на побережье.

Речь идет о земле, принадлежавшей одной из структур «Оборонсервиса» - бывшего сельхозпредприятия ОАО «Светлогорский». Уже рассматривается выделение из общего массива участка в 112 га под реализацию пятизвездочного отеля со SPA-комплексом и гольф-полем на 18 лунок, который должен стать притягательным с точки зрения премиального сегмента туристов. В состав проекта входит также поселок малоэтажной застройки.

Корпорация  развития Калининградской области предлагает передать этот участок в аренду на льготных условиях с обязательством для инвестора реализовать именно концептуальный проект, который продвинет вперед всю туристическую индустрию региона, а не просто станет еще одной зоной застройки побережья, - говорит генеральный директор Корпорации Владимир Зарудный. 

По результатам опросов, среди людей, не играющих в гольф, 41% из тех, кто хотел бы начать играть не знали, как и где это можно сделать, что говорит о плохом распространении информации о гольфе. Здесь индустрии гарантирована любая поддержка, и не только  информационная: крупному инвестиционному проекту будет уделено особое внимание всех региональных институтов, в первую очередь, Корпорации  развития Калининградской области. 


Презентация проекта