Обратиться в Корпорацию

Мы вам перезвоним

CAPTCHA

Наталия Козлова: «Перспективы Калининграда в индустрии моды будущего — это развитие малых предприятий по производству трикотажа»

news-bg.jpg

В пятницу, 20 апреля, в Калининграде прошел первый форум, посвященный развитию fashion-индустрии в регионе. Его гостем стала известный историк моды, тележурналист Наталия Козлова. В интервью Корпорации развития Калининградской области она рассказала, почему с радостью откликнулась на приглашение посетить самый западный регион России и о перспективах Калининграда в индустрии мировой моды.

Корпорация развития: — Наталия Борисовна, расскажите, почему вы поддержали идею проведения подобного форума в Калининграде?

Наталия Козлова: — Я с радостью откликнулась на предложение посетить форум, и в целом мне понравилась идея его проведения именно в вашем городе по двум причинам. Первая связана с историей моей семьи. Мой отец  участвовал в штурме Кенигсберга, он даже получил медаль «За взятие Кенигсберга». Она хранится у нас дома. Так же как и коробочка с солнечным янтарем, который он собирал на побережье, когда был здесь в военные годы. Дань памяти, эта преемственность, уверена, послужит тому, что буду помогать вашей области в вопросах развития индустрии моды.

Второй момент — это тот человек, который много сделал для развития моды в Калининградской области, художник-модельер Светлана Гнатуш. С ней мы знакомы уже много лет. Она участвовала в двух моих выставочных проектах, посвященных истории русского костюма: «Гений в юбке» и «Мода народу: от конструктивизма к дизайну». Поэтому не приехать в ваш замечательный город я не могла.  

Понравилась и сама идея форума, посвященного аспектам развития моды будущего. Калининград — это удачное место для его проведения.

КРКО: — В своем докладе, с которым вы будете выступать на форуме, вы расскажете об основных тенденциях моды для «Поколения NEXT». Если тезисно, то в чем они?

Н.К.: — Обратите внимание, как были одеты многие молодые люди, пришедшие на форум в музей. Если не знать тенденций развития, если бы мы посмотрели на них взглядом человека 1990-х годов и даже начала ХХI века, то определили их как «туристов». Широкие спортивные штаны, кеды или кроссовки, толстовки, футболки. Кажется они собрались в поход. На самом деле для поколения современных молодых людей это норма, в этой одежде им удобно, и ни в какой поход они не собрались.

В этом есть что-то от протеста, когда молодое поколение отрицает ценности и привычки старшего. Мода, как сказал Оноре де Бальзак, — это зеркальное отражение общества. Поэтому нет случайного в том, как сегодня одевается молодежь. Скорость жизни, демократичность, привычки, и в особенности мир гаджетов, то, что молодые люди постоянно с ними взаимодействуют, — диктуют свои условия. Посмотрите на те же рюкзаки. Из-за того, что молодые люди держат в руках сотовые телефоны, они должны быть особого покроя, быть удобными, в них должны быть устройства для зарядки смартфонов. Их огромное количество стало выпускаться, и у дизайнеров есть много простора для работы с этим предметом.

Спортивные штаны и кроссовки — это просто удобно для тех, кто много ходит, ведет активный образ жизни.

Эти же тенденции накладывают отпечаток на мир моды. Уже нет необходимости в таком количестве в вещах так называемого объемного кроя, который присущ одежде «от кутюр». Это значит, что меняются лекала, способ изготовления. Поэтому модным домам сейчас приходится непросто. Они давно почувствовали спад интереса к одежде из мира «высокой моды». Сейчас многие магазины высокой моды просто пустуют. Не покупается практически платья и юбки. Зато увеличиваются продажи сегмента уличной одежды. Спортивные бренды, компании начинают сейчас «жировать», потому что предоставляют ту одежду и обувь, которую молодежь любит.

При этом нельзя говорить, что мода молодых, этот свободный спортивный стиль уже в ближайшем будущем полностью победит и будет диктовать свои условия модельерам. Трудно, особенно сейчас, предугадать, что будет через пять лет, но есть тенденции, которые не учитывать нельзя.

Другой вопрос, который поднимаю в своем докладе, — это наступление эпохи новых материалов, новых тканей. Это материалы с задаваемыми свойствами, в разработке которых применяются самые передовые технологии и научные разработки.  Одежда из таких тканей очень легкая, эластичная, способна подстраиваться под потребности конкретного человека. Она может заряжать гаджеты, снимать показания с тела, согревать в самый сильный мороз или поддерживать определенную температуру в жару.

Эти ткани, одежда из них уже используется в армии и спорте. Мы видим огромное количество новых технологий, которые используются при производстве спортивных костюмов. Мы видим, что появляются поверхности  трикотажных костюмов, которые дают увеличение скорости, обтекаемости. Обратите внимание на тех же конькобежцев. При температуре -20 они тренируются, выступают в облегающих комбинезонах и ставят рекорды. При этом они не замерзают. Эти новые технологии, новые виды материалов позволяют дать новые виды возможностей, когда не жарко не холодно, она может регулировать теплообмен. В нее могут быть встроены чипы различные. Потом эти новшества спорт передает в обычную жизнь.

Другой тренд современной моды — это кроссовки. На них перешли и молодежь, и люди старшего поколения. Сами они стали настолько разнообразны, что их предпочитают модницы, которые еще 2-3 года назад предпочитали шпильку. Сейчас, если это не какой-то званный прием, обратно вернуться к шпильке, заставить их невозможно.

Сейчас время трикотажа. Он играет всю большую и большую роль  при производстве одежды для молодежи. Толстовки, спортивные штаны, рюкзаки — все это отшивается из этого материала. При производстве трикотажных изделий не требуется тканей, нужны только нити. Трикотаж может быть самым разным: от самого тончайшего спортивного, с различными свойствами теплорегуляции до самого объемного пальто. Часто для их производства не нужно сложных конструкторов, которые кроят одежду. Сейчас очень много машин, которые задают форму при непосредственном изготовлении изделий.

КРКО: — Индустрия пошива одежды сегодня — это Китай, страны Юго-Восточной Азии. Дизайн одежды, обуви, аксессуаров разрабатывается в западноевропейских центрах моды и стиля. Какова могла бы быть роль Калининграда в этом мире моды будущего?

Н.К.: — Нашей стране очень тяжело наверстывать упущенные возможности, развал легкой промышленности 90-х годов ХХ века. В те годы власти не обращали на нее никакого внимания. Время было упущено. Ведь я общалась со многими основателями  и директорами модных домов Европы в 1990-е годы. Каждый из них хотел открыть в Москве бутик, магазин, многие готовы были разместить производство. Но никому это было неинтересно, поэтому все производство и ушло в Китай. То, что появилось сейчас — это фабрики, которые отшивают по западным лекалам, по заказам зарубежных брендов тот или иной объем продукции. Конечно, есть блестящие молодые российские дизайнеры, но по сравнению с остальным миром это капля в море.

При этом непосредственно Калининградская область может занять нишу производства именно трикотажных материалов. Запуск подобных производств не требует больших вложений. Тем более что эти предприятия не должны быть огромными фабриками. Нет, малые, средние компании. Плюс в этой среде будет комфортно работать молодым людям, дизайнерам. Такие проекты более гибкие, отзывчивые на актуальные тенденции моды.

Еще одно преимущество Калининградской области — это соседство с европейскими государствами. Наличие производств сможет притягивать дизайнеров из той же Польши, Германии или прибалтийских стран. Могут получиться интересные совместные проекты высокого уровня.

Эти же малые производства имеют колоссальный социальный эффект. Они будут и удерживать, и привлекать творческую молодежь в Калининградскую область: дизайнеров, модельеров, художников.

При правильном подходе властей и бизнеса запуск подобных производств — это не туманные перспективы. Все можно организовать за 2-3 года.

Справочно.Наталия Козлова —  историк, искусствовед и международный обозреватель моды, Автор книги «Магия русского стиля», куратор крупных выставочных проектов, посвященных традициям отечественной моды. Более двадцати лет посвятила пропаганде красоты на отечественном телевидении. Она первой прорвала «железный занавес», закрывавшей в стране зарубежную моду. С 1991 года стала «послом моды» в Европе, первой из российских журналистов была аккредитована в Париже и в Милане на Неделях, посвященных международной моде Pret-a-Porte и Haute Couture. Первой стала постоянно снимать и показывать на российском телевидении знаменитых дизайнеров мира и посвящать им свои программы «Магия моды».




Наверх ↑