Обратиться в Корпорацию

Мы вам перезвоним

CAPTCHA

100 дней в Корпорации развития Калининградской области

news-bg.jpg

Деятельность любого профессионала на новом месте принято оценивать после 100 дней его работы. В конце прошлой недели руководство Корпорации развития пересекло 100-дневный рубеж своей деятельности. Мы решили отмотать время немного назад и посмотреть, что удалось достичь за этот короткий срок.

Транспортная доступность

Проблемой №1 для региона является его изолированность. При этом местоположение Калининградской области внутри ЕС и за пределами России одновременно является и проблемой, и преимуществом региона. Побережье Балтийского моря, 50-100 километров до границы с Польшей и Литвой, комфортные условия для проживания, компактный региональный рынок для начала бизнес-деятельности с одной стороны перекрывается рядом проблем с недоступностью авиасообщения с европейскими странами, высокими тарифами на перелеты внутри страны, двойным пересечением границы для вывоза товаров, высоким тарифом для перевозки товаров железной дорогой через Литву и Белоруссию, очередями на границах. Решением этих проблем и занялась Корпорация в первую очередь.

Региональный авиаперевозчик

Идея создания регионального авиаперевозчика не нова для Калининградской области. Мы прекрасно понимаем, что иностранный инвестор и турист пойдет именно в тот регион, который имеет прямую транспортную доступность с его городом или страной. Тяжело инвесторам из Германии лететь в Калининград через Москву – это неудобно, это дорого и это лишние часы в пути. Именно поэтому Корпорация развития занялась проработкой проекта регионального перевозчика.

Суть проекта заключается в организации регулярных рейсов из Калининграда в европейские узловые аэропорты по приемлемым тарифам. Ожидается, что средний тариф на регулярных рейсах составит 3,5 тыс. рублей в одну сторону.

Хотелось бы обратить внимание на то, что речь не идет о создании новой авиакомпании. К реализации проекта предполагается привлечь действующего авиаперевозчика, имеющего опыт работы в сфере гражданской авиации.

На первом этапе реализации проекта планируется приобретение среднемагистральных воздушных судов. Возможно, это будут турбовинтовые ATR-72. Также рассматриваются варианты воздушных судов другой дальности - это бразильские Embraer, российские Super Jet.

Роль Корпорации развития в данном проекте заключаются в организации процесса: привлечении авиаперевозчика, инвестора, лизингодателя, привлечении к проекту федерального и регионального правительства. То есть Корпорация связывает участников проекта воедино, выгодно преподносит наш регион, помогает в решении проблем административного характера.

В настоящее время Корпорация активно ведет переговоры с крупными российскими авиаоператорами, крупными лизингодателями, авиастроительными концернами.

Безусловно, данный проект требует серьезной поддержки со стороны государства на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне хотелось бы получить субсидии по процентам за кредит/лизинг, субсидии за авиаперевозку, а также снижение ставки НДС. На региональном уровне могут понадобиться государственные гарантии субъекта, также необходимы контроль за формированием цен на услуги аэропорта, и PR-поддержка проекта.

В результате реализации данного проекта будет обеспечена транспортная доступность европейских государств, увеличится авиационная подвижность населения региона и остальной части Российской Федерации, в целом, будут обеспечены условия для повышения деловой и туристической активности, а также улучшена социально-экономическая ситуация в регионе.

Большую помощь в этом проекте нам оказывает Правительство Калининградской области и представительство Правительства региона в Москве. Нам удается синхронизировать совместную работу по созданию региональной авиакомпании.

В конце марта мы планируем проведение двух встреч по данному проекту – в Калининграде и в Москве. Мы надеемся, что до Чемпионата Мира по футболу в Калининграде появится собственный региональный авиаперевозчик.

Паромное сообщение

В регионе сложились условия, при которых мнения власти и представителей бизнеса сошлись в одном: Калининградская область – территория больших возможностей, возможностей реализовать проекты, способные качественно повысить жизненный уровень населения, сформировать конкурентоспособную экономику.

В связи с тем, что наш регион отделен от основной территории Российской Федерации территориями иностранных государств, бизнес сталкивается с рядом проблем, связанных с перемещением сырья, материалов, комплектующих, а также произведенной продукцией. С целью снижения нагрузки на бизнес в связи с перемещением грузов через территории Белоруссии и Литвы, государство предоставляет субсидии на ж/д перевозки. Стоит отметить, что ж/д транспорт является достаточно дорогим и используется преимущественно крупными предприятиями региона. Мелкий и средний бизнес продолжают пользоваться автомобильными перевозками. Таким образом, поддержка государства на данные бизнес-слои не распространяется.

Именно поэтому возникла идея организации водной контейнерной линии по направлению: «Балтийск – Санкт-Петербург - Балтийск». Проект предполагает свободное перемещение товаров с территории Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации и обратно, минуя государственные границы иностранных государств, по тарифам, приемлемым как для малого, так для среднего и крупного бизнеса.

Данным проектом уже заинтересовалось бизнес-сообщество, желающее участвовать в проекте. Так, например, к проекту проявляет активный интерес порт «Бронка», расположенный в Санкт-Петербурге, имеющий собственные суда и необходимую инфраструктуру. Корпорация развития также активно ведет переговоры с крупными транспортными и логистическими компаниями, изучая спрос на данные услуги.

Реализация проекта позволит не только развить водные контейнерные перевозки, которые во всем мире являются наиболее популярными за счет удобства и экономичности, но также обеспечить транспортную безопасность Калининградской области, что особенно важно в условиях напряженной геополитической ситуации, и создать равные условия для калининградских производителей товаров, что позволит развиваться и малому, и крупному бизнесу.

Да, мы понимаем, что для бизнеса важно быстро и дешево довести свою продукцию до основных рынков сбыта на территории России. При этом процедура доставки грузов из Калининградской области на основную территорию России должна быть максимально упрощена и осуществляться по тем же нормам и правилам, что и доставка грузов из одного региона России в другой.

Инфраструктура для инвесторов

Ключевым фактором для привлечения инвестора является наличие инфраструктуры. И если раньше мы говорили о том, что инвестор идет туда, где есть газ, электричество и земля промышленного назначения, то сейчас подразумеваем под инфраструктурой комплекс элементов, включая социальную инфраструктуру: систему здравоохранения, образования, отдыха, социальных услуг. Чем выше уровень комфорта, тем больше вероятность инвестирования в регион.

Но начинать надо с подготовки площадок для реализации инвестиционных проектов. Сегодня мы работаем по двум таким площадкам – это индустриальный парк Храброво и индустриальный парк Черняховск.

ИП «Храброво» в данный момент является одним из наиболее приоритетных проектов корпорации. Сам ИП находится в прекрасном месте с точки зрения близости к городу Калининграду и аэропорту. Если мы обратимся к мировому опыту, то обратим внимание на то, что при подлете к аэропортам видим располагающиеся около него промышленные парки. И «Храброво» в данном случае находится в тренде. Помимо этого, близость к городу Калининграду позволяет потенциальным инвесторам решить вопросы обеспечения производств рабочей силой. Территория ИП «Храброво» также достаточно удобная для управления – общая площадь индустриального парка составляет около 270 Га, что вполне оптимально для размещения 20 – 30 промышленных производств со всей необходимой инфраструктурой. В прошлом году к парку подвели автомобильную дорогу, на границе парка находится точка подключения газа. В этом году будет подготовлена энергетическая инфраструктура – за достаточно короткий период времени Корпорации удалось договориться с «Янтарьэнерго» о сроках и объемах подведения электричества.

В последнее время мы очень много упоминаем другой индустриальный парк – Черняховск, но это не значит, что мы отказались от Храброво в пользу Черняховска, наоборот, мы предлагаем инвестору оба промышленных парка. Более того, с точки зрения Корпорации Храброво интереснее, т.к. участок находится в нашей собственности. Только за февраль месяц было 4 визита в ИП «Храброво» как российских, так и иностранных инвесторов. В апреле планируются визиты еще нескольких компаний.

Парк "Черняховск", с нашей точки зрения, более сложен в управлении – территория ИП составляет более 1100 Га, развитие ИП до сегодняшнего дня рассматривалось единым массивом. Хотя мы полагаем, что подобные территории надо развивать поэтапно, именно поэтому мы разделили промышленный парк на 4 части и сейчас подводим необходимую инфраструктуру к той территории, где у нас есть инвестор – компания «Арк». На прошлой неделе была проведена аэрофото- и видеосъемка наших промышленных парков. Это поможет в визуализации обоих проектов – видеоролики с инфографикой дадут возможность инвестору знакомиться с промышленными парками, не выходя из офиса.

Помимо того, что мы ведем работу по промышленным паркам Корпорации, мы собираем данные и из муниципалитетов Калининградской области, а также от частных владельцев промышленных парков и участков промышленного назначения. По большому счету нам не так важно «посадить» инвестора на территорию собственных промышленных парков. Если мы не располагаем достаточной инфраструктурой, или инвестор заинтересован в других участках – мы даем ему возможность выбора. Часто обращаются с просьбой о размещении промышленных объектов рядом с каналом или в порту. Не имея собственных территорий у воды, мы приводим инвестора на такие площадки.

Работа с инвесторами – где они? Кто они? Откуда берутся?

Что касается инвесторов и их проектов в регионе: как вы знаете, с компанией «Арк» Правительство Калининградской области в прошлом году подписало инвестиционное соглашение, где четко определены обязанности каждого из участников. Корпорация развития совместно с Правительством Калининградской области сейчас готовит необходимую инфраструктуру на территории промпарка Черняховск в онлайн-режиме. Держателем дорожной карты выступает министерство промышленности Калининградской области. Что в этой дорожной карте? Сроки и условия подключения энергетики, газа, дорог, коммуникаций, очистных сооружений, железной дороги, вопросы создания и функционирования управляющей компании ИП «Черняховск», концепция промышленного парка, вопросы планировки - в целом, это большая работа, в которой воедино сводится работа множества организаций, министерств, муниципалитета и Корпорации развития.

Сейчас в отношениях с «Арком» мы находимся на стадии перед оформлением арендных отношений на выбранный земельный участок. Следующий этап у «Арка» - проведение подготовительных работ до начала строительства.

Проект «Кроношпан» находится в стадии бизнес-планирования. Мы в постоянном и тесном контакте с инвестором. Могу сказать, что в декабре прошлого года была проведена предварительная работа по расчету пошлин на все виды сырья для компании. Январь и февраль месяцы наши менеджеры совместно с сотрудниками «Кроношпан» рассчитывали бизнес-показатели и финансовый план проекта. Мы помогаем «примерять» компании разные варианты развития событий, включения в бизнес процессы – это позволяет нам самим глубже понять логику инвестора, а также дать ему возможность выбрать оптимальную бизнес-модель, использовать логистические преимущества ИП «Черняховск», создать возможности для развития деревообрабатывающего и мебельного кластера на территории парка.

Помимо этого, мы активно взаимодействуем с другими инвесторами: это и проект по строительству катамаранов, велозавод, завод по производству полимерной продукции, завод по производству композитных материалов на основе базальта, автомобильное производство и другие проекты, в том числе, связанные с развитием инноваций.

Работа по привлечению инвесторов мало что общего имеет с рыбалкой или охотой – это кропотливая деятельность по подготовке информационных материалов, по разработке технической и финансовой документации, это изучение российского и мирового рынка, антидемпингового законодательства и мер государственной поддержки, в конечном итоге это тысячи мэйлов, звонков и встреч как на территории Калининградской области, так и за ее пределами.

Мы «продаем» Калининградскую область, мы постоянно рекламируем регион в среде экономических представительств зарубежных государств, среди иностранных и российских бизнес-сообществ, на выставках и форумах в России и за рубежом, через свой сайт и через СМИ. Чем больше мы будем говорить о региональной экономике, тем чаще будет возникать интерес у предпринимателей. Мы незаслуженно находимся в самом низу рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, наша задача не только подняться в рейтинге, но и действительно создавать нормальные условия для инвестиций в Калининградской области.

Инновации и высокие технологии

Одно из важных направлений деятельности корпорации развития – привлечение в регион инновационных проектов. Если раньше мы говорили об инвестиционных проектах с точки зрения объема инвестиций и количества трудоустроенных, то сейчас все больше внимания обращаем на производственные процессы и системы автоматизации – чем высокотехнологичнее производство, тем больше КПД и выше квалификация людей, работающих на нем.

В последние месяцы мы провели множество встреч с российскими и иностранными компаниями, которые занимаются инновационными разработками для промышленных предприятий и решили повторить конкурс инновационных проектов baltic3i – в 2013 году мы уже проводили такой конкурс совместно со «Сколково». Осенью этого года мы повторно проведем этот конкурс, видоизменив его суть. Если раньше мы сами готовили технические задания для участия в конкурсе, то сейчас мы дали возможность местным промышленным компаниям подготовить ТЗ для участников. Практически на любом производстве возникают технологические проблемы, которые можно решить либо в ручном режиме, либо через усовершенствование систем автоматизации на производстве. Мы пригласили крупные калининградские компании подготовить ТЗ с подобными проблемами, которые возникают на их производствах. Участники конкурса из разных регионов мира смогут разработать алгоритмы решения этих проблем. Жюри конкурса, состоящее из технических специалистов инициаторов проектов, оценит решения участников и выберет победителей, после чего команда победителей продолжит работу над решением проблемы непосредственно с предприятием. Если эта ошибка системная, то ее решение позволит масштабировать успех на других производствах, если эта ошибка частная, то ее решение позволит предприятию снизить издержки на преодоление этой проблемы.

Еще одним важным элементов развития инноваций является наличие отраслевой ассоциации. Сегодня в Калининградской области работают ряд компаний в сфере IT и высоких технологий – многие из них добились признания на мировом уровне, они сотрудничают с лидерами отрасли. По большому счету можно выделить три направления в региональной инновационной среде: 1) Компании-разработчики игр и мобильных приложений (Guitar Hero) 2) Компании-разработчики софтверной продукции для бизнеса (Битрикс) 3) Компании-разработчики систем автоматизации для производств (Korbit). У большинства из них совпадают интересы и проблемы, с которыми они сталкиваются:

1)      Недостаток квалифицированных кадров

2)      Слабая координация и взаимодействие при получении сложных, комплексных заказов от подрядчиков

3)      Сложности с офисными помещениями (отсутствие коворкинга, высокая арендная плата, слабый интернет-канал, отсутствие ЦОД или дата-центра)

4)      Сложности при оформлении договоров ВЭД на оказание услуг

5)      Отсутствие прямого канала связи с заказчиками

Создание региональной ассоциации позволяет IT-компаниям более четко координировать совместную деятельность, лоббировать собственные интересы и создавать совместно новые продукты, привлекать венчурных инвесторов, напрямую взаимодействовать с заказчиками и организовывать практику, образовательные программы для потенциальных работников.

В июне этого года на форуме регионов-партнеров мы надеемся провести первое общее собрание созданной ассоциации, а также представить разработки калининградских компаний, которые будут интересны как бизнес-сообществу, так и обычным людям.

Надо сказать, что развитие инноваций невозможно сегодня без развития инфраструктуры – в регионе должны быть созданы центры обработки данных, облачные серверы, дата-центры. Все это комплексно позволит привлекать новые IT-компании в регион. Мы ведем переговоры с иностранными инвесторами по поводу создания или переноса части подобной инфраструктуры с территории ЕС в Калининград.

Информационные ресурсы – как о нас узнают?

Корпорация развития Калининградской области – это институт регионального развития. Мы вскрываем системные проблемы, которые есть у региона, изучаем их и предлагаем пути решения. Сегодня Корпорация сама формирует экономическую повестку дня в регионе, при этом мы открыто говорим о тех вызовах и достижениях, с которыми мы сталкиваемся.

Открытость – это один из приоритетов в нашей деятельности. Именно поэтому мы проводим встречи и общение не только с инвесторами, но и с бизнес-ассоциациями, общественными организациями, российскими и иностранными журналистами. Нам важно, чтобы наше компетентное мнение о развитии региональной экономики, о возможностях Калининградской области тиражировалось и звучало на разных уровнях. Когда мы пришли в Корпорацию развития посещаемость нашего сайта составляла от 5 до 20 просмотров в день. За счет активного информирования о нашей деятельности сейчас ежедневное количество просмотров сайта составляет 465 просмотров и порядка 150 человек в день заходят на наш портал. В месяц это 8000 просмотров и больше 2200 посетителей из разных регионов мира. Наш твиттер-канал ежедневно читают около 760 подписчиков. При этом мы понимаем, что сайт Корпорации уже морально устарел, поэтому сейчас мы ведем переговоры с Правительством Калининградской области о том, чтобы нам передали инвестиционный портал Калининградской области для его доработки, обновления и поддержания. Таким образом, вместо двух инвестиционных порталов, мы объединим всю информацию в один.

Еще один интересный способ продвижения региона, который совместно с Правительством Калининградской области мы планируем в ближайшее время внедрить – это использование барка «Крузенштерн» как информационной площадки о регионе. Барк «Крузенштерн» заходит в порты по всему миру – это символ Калининградской области. Ежедневно в порт приходит около 6000 человек, чтобы ознакомиться с этим судном. По сути это уникальная площадка, где сегодня мы можем рекламировать Чемпионат Мира по футболу в России и Калининград, как город, где будут проходить игры чемпионата. Мы можем продвигать туристическую и инвестиционную привлекательность региона фактически на одной площадке, но передвигаясь по всему миру.

Невозможно затронуть все проекты, которые сейчас реализуются в Корпорации. Отдельное направление нашей деятельности – это туризм и все, что связано с ним. Мы много общаемся с инвесторами по поводу строительства или реконструкции санаторного комплекса в регионе, есть идеи по созданию музея по франшизе Time Travel, обсуждается проект по созданию киностудии в связи с большим интересом к региону у продюсеров и представителей киноиндустрии. Мы проводим переговоры по возрождению работы регионального клуба гостеприимства, объединяющего ресторанный и гостиничный бизнес Калининградской области. И это только часть нашей работы. Мы попытались систематизировать то, чем занимались эти три месяца – многого мы достигли или нет? Всегда хочется сделать больше! Но даже те направления развития, которые мы выбрали, говорят о том, что как минимум у Калининградской области есть большой потенциал для развития, а нас, Корпорацию, ждет большой объем работы.


Наверх ↑