Основной темой мероприятия стала реновация и ревитализация неиспользуемых промышленных территорий и объектов в центральной части Калининграда, имеющих культурно-историческое значение, возможность их устойчивого развития, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Непосредственными участниками стали представители власти, бизнеса, институтов развития, эксперты в области экономики и права, архитекторы, урбанисты, специалисты по брендингу территорий. С приветственными словами выступили главный архитектор города Вячеслав Генне, председатель комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» Артур Крупин и заместитель министра по промышленной политике, предпринимательству и торговле Валерий Войтюк. Была обозначена повестка дня и выражена надежда на выстраивание конструктивного диалога между собственниками объектов, городским сообществом и органами власти разного уровня.
Врио министра по туризму Андрей Ермак рассматривал неиспользуемые или используемые не по назначению объекты в контексте туристской привлекательности. Он заявил о том, что правительство региона планирует при помощи государственно-частного партнерства развивать заброшенные территории областного центра, и сделало ставку на уникальный фортовый пояс города, аналога которого нет ни в одном другом городе России.
В своей презентации Ермак в качестве удачных примеров, успешно восстановленных инвесторами объектов культурного наследия, привел пользующиеся популярностью у туристов Форт №5 и бастион "Прегель. Из неудачных примеров – Форт №8 "Король Фридрих I" и Форт №9 "Дона", которые используются в качестве теплиц, и куда нет доступа туристам. Примером успешной работы также является реконструированный Форт №11 "Денхофф", в котором арендатор планирует открыть кемпинг к ЧМ-2018.
Андрей Ермак сообщил о том, что региональные власти готовятся выставить на аукцион сразу два памятника архитектуры, расположенные на территории Калининградской области — форт № 1А и форт № 10 . По его словам, имеются несколько интересантов, которые готовы приобрести форт № 1А, расположенный недалеко от посёлка Исаково. Причем потенциальными инвесторами подготовлены несколько абсолютно разных альтернативных концепций развития фортификационного сооружения.
В перспективе развитие Форта №3 "Король Фридрих III", собственник которого планирует разместить там гостиницу, ресторан и музей. А, например, башню Врангеля Музей янтаря планирует отдать под размещение частных коллекций.
Врио министра заявил, что в свою очередь, региональное министерство туризма будет всячески помогать арендаторам в привлечении туризма и приведению объектов в порядок.
"Человек, который заходит на такой объект, будет иметь очень невысокую арендную ставку. Во-вторых, министерство максимально поможет в том, чтобы о его объекте узнали, то есть установит знаки навигации, будет рекламировать объект, как мы сейчас рекламируем Форт №11. Если раньше форт было достаточно трудно найти, то сейчас это сделать легко, - сказал Ермак. - Также арендатор сможет принимать участие во всех программах. Например, в программе министерства по промышленной политике области с целью субсидирования процентной ставки и использованию ресурсов гарантийного фонда, компенсации затрат на оборудование в размере 50 процентов. Если объект будет туристическим, то мы будем поддерживать проекты на комиссии".
С уже имеющимся проектами можно ознакомиться на сайте министерства по промышленной политике региона. Запрос на участие в аукционе и свои проекты необходимо направлять в министерство по туризму, уточнил Ермак.
Директор дизайн-бюро «Пикторика» Максим Попов в своей презентации собрал наиболее крупные и известные объекты Калининграда, которые на сегодняшний день находятся в заброшенном состоянии и продолжают разрушаться или используются не по назначению. Речь шла как о территориях, так и об отдельных зданиях. Среди таких объектов – вагоностроительный и мукомольный заводы, коксогазовый завод и ТЭЦ, территории Цепрусса и ликеро-водочного заводов, трамвайные ремонтные мастерские, территория пивоваренного завода «Понарт» и многие другие. Были названы конкретные участки, расположенные на острове Октябрьском, улице Ялтинской, Правой набережной, улице Портовой, недалеко от Фридрихсбургских ворот.
Генеральный директор Корпорации развития региона Павел Федоров представил присутствующим доклад «Вид на город с воды. Мысли о принципах застройки береговой линии города», в рамках которого рассказал участникам семинара о личном опыте редевелопмента территории набережной Преголи возле Кафедрального собора. На месте развалин набережной планировалось строительство этнографического и ремесленно-торгового квартала. Первая очередь реализации проекта, который получил название «Рыбная деревня», была запущена в 2006 году. Комплекс представляет собой квартал, стилизованный под архитектуру довоенного Кёнигсберга и застроенный зданиями в немецком стиле. В него входят административный и культурно-деловой центр, видовая башня, гостиница, спортивно-развлекательный центр. Кроме того, в рамках проекта на опорах бывшего Императорского моста, построенного в 1905 году и разрушенного во время Второй мировой войны, был выстроен пешеходный разводной мост «Юбилейный». Сейчас «Рыбная деревня» является жемчужиной города, излюбленным местом отдыха горожан и туристов, а «Юбилейный» мост облюбован молодоженами для проведения свадебных торжеств.
Василий Аузан, программный директор московского урбанистического форума рассказал присутствующим о переосмыслении значения промзон на примере Москвы (проекти ЗилАРТ на территории бывшего завода ЗИЛ, включающий в себя жилой комплекс с музейным центром "Эрмитаж – Москва", парк, концертный зал, набережную, различную социальную инфраструктуру) и Лондона (проект редевелопмента территории нефункционирующей электростанции Battersea, включающий жилую, торговую и деловую офисную недвижимость, медицинский центр и парк).
Спикер отметил, что в Москве довольно давно реализуется налоговая реформа, которая, собственно, вводит налоги на имущество. «Если у тебя есть большая территория, то ты будешь просто платить. Если ты раньше мог сидеть довольно спокойно, и тебе это ничего не стоило, то теперь как собственник ты будешь платить всё больше и больше налогов. И конечно, это тебя будет стимулировать вводить эту территорию в экономический оборот, что-то с ней делать», - заключил московский эксперт.
Генеральный директор Петербургского института «Ленгипрогор» Наталья Трунова рассказала о своем опыте. В частности, «Ленгипрогор» выполнял разработку проекта планировки для стрелки Самары и проект реновации 130-го квартала в Иркутске. Институт собирается превратить депрессивную застройку у слияния Волги и Самары в открытую и активную городскую территорию с эффектными панорамами и достопримечательностями. Кроме этого имеются проекты реновации и в других городах, таких как Томск, Ульяновск и Вологда.
Председатель Комитета по архитектуре и строительству администрации Калининграда Артур Крупин сообщил, что было предложено перенести Калининградский речной порт на полуостров Рыбачий, который находится чуть западнее, освободив, таким образом, место для строительства микрорайона площадью примерно 200 гектаров. На участке порядка 600-700 тысяч квадратных метров могли бы вырасти жилые и административные здания. А альтернативная площадка на полуострове, где уже зарезервированы под это территории, могла бы дать порту возможность развиваться. Крупин также отметил, что специалистами администрации Калининграда уже подготовлен предполагаемый вариант функционального зонирования этой территории. Ее развитие предполагает обустройство там трамвайного сообщения, строительство четырёх автомобильных и двух пешеходных мостовых переходов, помимо трёх уже существующих мостов.
Кроме того, в рамках семинара было озвучено, что на месте бывшего ликеро-водочного завода появится жилой комплекс, а территория пивоваренного завода «Понарт» станет гостиничным комплексом с музеем, рестораном и собственно пивоваренным заводом. В проекте также рассматривается сохранение железной дороги с запуском на ней декоративного трамвая. Ключевая ставка будет сделана на пивной музей, который будет привлекать основную массу туристов.
Редевелопмент промышленных территорий – важная задача для Калининграда. Преимущество комплексного освоения заключается в том, что неиспользуемые по назначению здания могут быть переоборудованы в коммерческие объекты. Грамотное освоение подобных зон позволит создать новые центры притяжения – общественные пространства, офисные и торговые площади, жилые здания и объекты транспортной инфраструктуры.