Обратиться в Корпорацию

Мы вам перезвоним

CAPTCHA

Роман Аранин: «Социальный предприниматель призван решить проблему человека, который находится в сложной жизненной ситуации»

news-bg.jpg
Калининградский изобретатель реабилитационной техники для инвалидов, а также бизнесмен и руководитель общественной организации инвалидов «Ковчег» Роман Аранин – человек известный уже далеко за пределами Янтарного края.

Его уникальная разработка, – полноприводная инвалидная коляска - вездеход Observer Maximus завоевала признание во многих странах Европы.

Всего за пять лет Роману удалось не только изобрести, но и наладить производство отечественного оборудования для инвалидов. Сейчас совместно с Корпорацией развития Калининградской области он занят разработкой ни много, ни мало целого завода по производству электрических колясок, управляемых джойстиком.

- Роман Анатольевич, в какой стадии сегодня находится ваш уникальный для России проект по строительству завода кресел-колясок с электроприводом?
Идею положительно оценили премьер-министр Дмитрий Медведев и губернатор Калининградской области. Вчера разговаривали с Минпромторгом: они намерены выделить займ около 100 млн рублей. Это деньги на оборудование, на оборотные средства. Финансирования на строительство завода пока нет, пока мы работаем на перспективу.
Сейчас совместно с Корпорацией развития подыскиваем место для завода. Обдумываем идею, предложенную руководителем Корпорации Максимом Азовым, по аренде помещения под завод. Скорее всего, мы на первоначальном этапе так и сделаем. Сначала будем арендовать помещение на каком-то производстве, а потом будем думать уже о строительстве своего завода.

- Проявляют ли интерес к вашим разработкам европейские инвесторы?
- Как раз сейчас мы пытаемся наладить взаимоотношения с немецкой компанией, которая готова вложить определенные инвестиции: они намерены сделать опытный образец коляски за свои деньги. Но, правда, на тех условиях, что позже мы будем использовать в производстве их комплектующие. В Германию и Польшу, а также Южную Америку мы продаем свои коляски-вездеходы. Но это пока не массовый продукт.

- Вы планируете производить, помимо колясок, и ступенькоходы?
- Ступенькоходы мы уже производим, да и, в принципе, их много не надо: всего тысячу штук в год составляет потребность всех регионов в рамках программы «Доступная среда». А вот на электрические коляски для инвалидов есть большой спрос. Ориентировочно, до 12 тысяч штук в год. В общей сумме это около 1,5 млрд рублей. Одна подобная электрическая коляска стоит в районе 100 тысяч рублей. Мы планируем занять этот рынок и выйти на объём производства 5 тысяч штук к 2019 году.

- Какие еще есть нерешённые вопросы, с которыми вам, как социальному бизнесмену пришлось столкнуться?
- Да, вот сейчас ищем поставщиков мотор-редукторов. И не можем найти. Никто в России их не делает. Мы отправили уже на три завода чертежи, готовы даже отправить образец: вот, пожалуйста, сделайте нам точную копию, мы их будем закупать у вас сотнями и тысячами. Однако ответа пока нет.
- вторая проблема, в том, что в первые годы действия программы «Доступная среда» по всей стране набрали гусеничных подъемников, которые стоят во всех офисах соцзащиты и нигде не работают. Деньги потрачены, а результата недостаточно.

- Почему?
- Потому что это было самое дешевое решение и все решили, что надо им воспользоваться. К сожалению, в 9 из 10 случаев подъемник стоит и не работает. А вот в аэропорту Храброво наш шагающий ступенькоход уже в течение 3 лет очень активно используется, на борт самолёта поднимают на нём по 12-15 человек в день. И при этом техника ни разу не ломалась и прекрасно работает. В Сбербанке на Московском проспекте также беспроблемно два года подъемник работает. Более того, наш продукт даже в якутском аэропорту три года работает без сбоев, при том, что там очень агрессивные перепады температур. Этим же ступенькоходом оборудовали аэропорты Екатеринбурга, Челябинска, Южно-Сахалинска, Владивостока, Оренбурга, и ещё более 300 объектов по всей стране.

- Какие институты бизнеса и власти оказывают вам поддержку?
-Такая поддержка существует. Есть постоянный контакт и с губернатором и с руководством корпорации, а также реальная помощь от Фонда поддержки предпринимательства.

- Как вы оцениваете состояние безбарьерной среды в Калининграде?
- Подвижки, конечно, и очень серьезные есть. Нам, как общественной организации, удалось создать стабильный алгоритм действий в этом отношении, где мы себя назначили ответственными за реализацию данного проекта. Вот сейчас, например, мы решаем проблему внедрения тактильных тротуарных плиток на улицах. В этом отношении есть определенные сложности. Наши дорожные строители зачастую просто копируют грубые ошибки, допущенные в Москве при установке подобных плиток.
Например, на 9 Апреля направляющая из тактильных плиток ведет тебя прямо на светофор. А по правилам надо выложить там предупреждающую плитку о подходе к светофору. Сейчас совместно с представителями администрации городского округа «Город Калининград» мы вырабатываем решение по данной проблеме.

- В 2015 вы стали одним из победителей российского конкурса «Социальный предприниматель». Что она вам дала?
- Это дает определенный толчок. В прошлом году, к примеру, мы выставлялись на выставке «Интеграция» в Москве. Она нам обошлась 1,8 млн. рублей. В этом году также дважды выставлялись в Москве под флагом Минпромторга как отечественные производители и бесплатно. И участие в подобных мероприятиях, должен сказать, дает результат и вполне ощутимый.

- В чем отличие социального предпринимательства от обычного бизнеса?
- Социальное предпринимательство, в отличие от обычного бизнеса, всегда решает какую-то социальную проблему конкретного человека, который в силу каких-то причин оказался частично или полностью ограничен в мобильности. предприниматель создает как минимум рабочие места для таких людей, а во-вторых, в моем случае руками инвалидов еще и производятся инвалидные коляски, которые легко могут поднять человека на 5 этаж в многоквартирном доме без лифта. На моем производстве сегодня трудятся 20 человек, 7 из которых – инвалиды - колясочники.

- Насколько активно государство сегодня покупает ваш продукт?
- Государство вообще сегодня фактически на 90% взяло на себя обязательства по обеспечению инвалидов оборудованием. Те же коляски, например… для одного инвалида фактически надо 4 коляски: санитарную, чтобы сходить в душ, активную, домашнюю и электрическую. Если говорить о продажах, то фактически из 100% техники для инвалидов 90% закупает государство и через Фонд социальной поддержки выдает бесплатно. Остальные 10% приходятся на покупку за свои деньги или деньги спонсоров.

Стоимость одной хорошей активной коляски (просто рама и 4 колеса) 200 тысяч рублей. Редко какой инвалид может позволить себе такие расходы. Государство берет на себя эти проблемы. Кроме того, власть во многом и субсидирует социально-значимые проекты. Сейчас, правда, из-за кризиса чувствуется, что в экономическом плане все просели, включая частный бизнес и госбюджет.

- Каковы, на ваш взгляд, сегодня успехи и проблемы в отношении проекта по созданию безбарьерной среды в Калининграде?
- Как такового производства, нацеленного на решение этих проблем, у нас так и не появилось. Но подвижки, однозначно, есть. В Москве в эту программу идут вливания также из городского бюджета. В Калининграде, благодаря активной работе и с администрацией городского округа «Город Калининград» и с Корпорацией развития области в том числе, есть понимание проблемы и желание решить ее. Но тут есть одно препятствие: по 44ФЗ побеждает в конкурсах самый дешевый лот. Отсюда и рождаются никому не нужные гусеничные подъемники, который в два раза дешевле нашего ступенькохода, собранного в Калининграде, но с точки зрения использования совершенно неэффективен, так как к таким сооружениям половина существующих инвалидных колясок не подходят. Эта проблема существует не только в Калининграде.

- Какие проекты, реализующиеся сегодня совместно с Корпорацией развития области, вы считаете наиболее перспективными?
- В настоящее время совместно с Корпорацией развития мы находимся в стадии рабочего обсуждения концепции создания индустриального парка производства медицинского оборудования. Индустриальный парк прекрасно подходит для таких целей, эта идея полностью принадлежит сотрудникам Корпорации. Предполагается создать там как научно-технологическую зону, так и производство, удовлетворяющее потребностям людей с ограниченными возможностями.
Идея новаторская – предполагается наличие и деловой зоны, а также спортивных комплексом паралимпийской подготовки.
Помощь в осуществлении трансферта технологий и внедрение различных отечественных разработок будет оказывать российская инжиниринговая компания из Санкт-Петербурга «ЭЛТЕХ», с которой у Корпорации заключено соглашение. Все это станет возможным на основе новых отечественных разработок, апробировать которые можно будет на площадке уникального в Росси проекта – «Янтарная ветвь». Но более информативно и подробно о проекте Вам сможет рассказать директор Корпорации развития, Азов Максим.

- Что бы вы пожелали людям с ограниченными физическими возможностями, чтобы не потеряться в этой жизни?
- Наверное, просто больше обращать внимания на позитивные примеры. Их в последнее время становится все больше. Например, сейчас у меня работает молодой парень-колясочник, который после того, как сломался, 6 лет просто сидел дома. Сегодня он не просто имеет работу с достойной зарплатой в 30 тысяч, но он – востребованный фрезеровщик, отучился в судостроительном заводе «Янтарь» и сегодня делает такие вещи, которые в прошлом мы вынуждены были заказывать в Тайване и ждать их доставки по 1,5-2 месяца. И таких положительных примеров много.

Наверх ↑