Обратиться в Корпорацию

Мы вам перезвоним

CAPTCHA

Развитие креативных индустрий

news-bg.jpg

Электронная российская виза за 3 дня. Пониженные страховые взносы (всего 7,6 %). Упрощенный порядок привлечения высококвалифицированных специалистов. Всеми этими льготами сможет воспользоваться резидент Особой экономической зоны Калининградской области, который инвестирует средства в сфере креативных индустрий.

Креативность плюс  индустрия: говорящее само за себя словосочетание обозначает ведущий тренд мировой экономики. В глобальном цифровом пространстве производится все меньше материальных товаров, которые можно взять в руки. С другой стороны, нематериальные произведения искусства давно стали массовым товаром.

Сектор креативных индустрий растет опережающими темпами – даже во время спада он прибавлял 14% в год. В развитых странах его доля в ВВП уже составляет от 5 до 9%. Развитие творческих профессий и бизнеса – ответ на цифровую трансформацию и вызванные ей изменения структуры занятости.

Официальное определение творческих индустрий, принятое правительством Великобритании (в этом сегменте экономики страна признана лидером), звучит так:  «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и создающая  добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». Федеральная налоговая служба России дает определение попроще: при регистрации субъета предпринимательства к этой сфере относят рекламную деятельность (73.1), деятельность в области фотографии (74.2), производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (59.1), деятельность в области художественного творчества (90.03). В роли производимого товара здесь выступают патенты, авторские права, торговые марки и оригинальные разработки. Впрочем, сейчас творчество и креативность востребовано в самых разных областях жизни – в промышленности, в бизнесе, в управлении. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание не только материальные, но и нематериальный активы.

Стоит отметить, что в Великобритании творческие индустрии возникли не от хорошей жизни. Это было одним из ответов на жесточайший экономический и социальный кризис 1980-х годов, когда тяжелая промышленность уходила из Западной Европы в страны с более дешевой рабочей силой. Как человеческий организм мобилизует внутренние ресурсы в ответ на болезнь, так и британская экономика нашла выход в перепрофилировании бывших промышленных городов. Теперь они производят и продают на мировых рынках не сталь и текстиль, а интеллектуальный продукт: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн — с точки зрения традиционного понятия товара, «продают воздух».

Одна из особенностей интерпретации творческих индустрий в России - то, что в качестве потенциальных сюжетов, прежде всего, всплывают народные промыслы и ремесла. Для англичанина же это в первую очередь мультимедийные технологии. Разумеется, культура — это и то, и другое. Однако, если грубо смещать  акцент в сторону традиции и наследия, можно  потерять  новаторский потенциал,  сложившася культура  служит скорее почвой под ногами, чем инструментом развития. А народным промыслом  в наше время является не плетение лаптей, а веб-дизайн, которым занимается каждый второй школьник.

В наше время креативные кластеры могут стать основой конкурентоспособности региона, как это и происходит в ряде европейских стран и точечно в России – в пример можно привести Петрозаводск, Архангельск, Пермь.  Сегодня они способны быть ядром, вокруг которого концентрируется первый круг : объекты традиционной культуры (музеи, театры), индустрия развлечений и времяпрепревождения, торговля.  Здесь же реализуются масштабные мероприятия и события. А затем сфера расширяется на второй концентрический круг, захватывая образование, инновационные услуги, обеспечение разнообразия городской среды. И наконец, в третьем круге уже можно говорить о модернизации экономики, повышении открытости и туристической привлекательности,  коммерциализации исторического наследия. Для Калининградской области трудно найти другую такую отрасль, которая могла бы выбрать весь имеющийся потенциал.

Учреждения традиционной культуры в принципе, тоже могли бы стать таким ядром, но им трудно выступать в качестве субъектов индустрии: они ориентированы на бюджет, то есть не обладают собственными инвестиционными ресурсами, а привлекают государственные, и очень редко частные деньги, - говорит генеральный директор Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный. – А у представителей бизнеса есть свой минус: сохранение культурного наследия они считают не более чем обременением. Поэтому тут нужен грамотный симбиоз, и Корпорация готова включиться в его построение.

О развитии киноиндустрии в регионе в последнее время сказано достаточно много. Однако в креативной сфере еще много незаполненных ниш: например, для равномерного распределения туристического потока необходим насыщенный календарь культурных событий, способных привлекать гостей из других российских регионов и зарубежья. Кроме музыкальных фестивалей, это может быть организация выставок, биенале, презентаций артефактов. Кстати, при всей насыщенности среды предметами исторического и культурного наследия, в Калининграде нет ни одного значимого художественного и антикварного рынка, а ведь его легко можно сделать туристически привлекательным брендом и местом притяжения.

В качестве идеи можно рассматривать и создание творческих кварталов, когда множество независимых небольших компаний компактно размещены в определенном районе города – так рождается  своеобразная привлекательная среда и необычная атмосфера. Для Калининграда было бы актуально сделать базой такого «гуманитарного технопарка» янтарную и ювелирную отрасли. В некоторых городах такие арт-кварталы стали не только территорией творческого производства, но и потребления, и в итоге они соперничают по популярности с официальным городским центром.

Все это возможно при условии, что креативные индустриистанут приоритетом политики властей, с продуманной системой поддержки, включающей льготную аренду, систему микрокредитов, работу венчурных инвестиционных фондов, - убежден Владимир Зарудный. – Кроме того, учитывая специфику мышления творческих людей, понадобится постоянное консультирование небольших компаний по вопросам ведения бизнеса.

Поддерживая начинающие, молодые (и часто молодежные) предприятия, власти решают множество социально-экономических проблем (трудоустройство, развитие городской среды, возрождение заброшенных районов ) и одновременно обеспечивают постоянный приток новых сил и новаторских идей, необходимых для постиндустриальной экономики. Но задача властей — создать благоприятные условия, а развитие самих творческих индустрий  дело независимых людей и организаций. Неважно, коммерческих или некоммерческих.

Кстати, у нас есть прекрасный пример, когла увлеченность историей знаменитого продукта стала основой успешного бизнеса: речь идет о калининградской фирме «Pomatti», которая запустила в промышленное производство марципановые кондитерские изделия (под брендом «Кенигсбергский марципан»), и тем самым вернула городу славу  столицы этого лакомства, известного с XVI века. Сегодня конфеты и батончики из марципана нарасхват идут у туристов в качестве фирменного сувенира самого запданого региона России. Это и есть настоящая креативная индустрия.


Наверх ↑