«9-й Балтийский транспортный форум в Калининграде оказался богатым на новости и прошел в позитивном ключе — по сравнению с прошлым годом, ни тени уныния у представителей отрасли из России. А вот литовским властям и бизнесменам есть о чем тяжко задуматься» - подвели итоги форума журналисты соседней страны. Как отмечают ведущие СМИ Литвы, кризис в Калининградской области закончился, рост наблюдается по всем показателям, чему способствует федеральная стратегия развития.
Порты Калининградской области в этом году заявили о себе — они участвуют почти во всех значимых транзитных проектах как конкуренты в первую очередь Латвии и Литвы. К примеру, удобрения белорусского завода «Беларуськалий» ранее шли через терминалы Вентспилса, сегодня перегружаются в Клайпеде, но уже серьезно начал рассматриваться вопрос о перевалке в Калининграде: наши стивидорные компании сегодня предлагают ставки, сопоставимые с литовскими.
Развитие логистической инфраструктуры, в том числе налаживание полноценного сообщения через единственный на Балтике незамерзающий российский порт, является главной задачей для калининградских властей, заявил на открытии Балтийского транспортного форума вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов. Для Литвы это означает разрушение фактической монополии на транзитные перевозки в Калининград по железной дороге. «Мы будем конкурировать с литовскими коллегами, и пока речь не о том, чтобы запустить полностью независимое снабжение области грузовыми паромами из порта Усть-Луги. Речь о том, чтобы запустить регулярные рейсы паромов между Ленинградской и Калининградской областями. Думаю, в 2019 году три новых парома у Литвы заберут свыше 3 миллионов тонн: треть от всего объема грузов ", — такую цитату министра развития инфраструктуры Правительства Калининградской области Елены Дятловой приводят литовские СМИ.
В Латвии и Эстонии на долю услуг транспорта и хранения в ВВП приходится 8%, Литвы – 7,7. Так что для Прибалтики уход российского транзита будет означать весомые бюджетные потери и лишение рабочих мест. Соседним странам стоит готовиться к ужесточению конкуренции после старта стремительного развития порта Бронка, где уже начался регулярный прием контейнеровозов международной судоходной компании CMA CGM.
Именно с этим направлением эксперты Global Ports связывают перспективы развития рынка. Текущий курс национальной валюты повышает конкурентоспособность российских товаров на зарубежных рынках, и доля груженых контейнеров в структуре российского экспорта увеличивается. Контейнеризация экспорта имеет огромный потенциал, и спрос на российские сырье и товары может способствовать ее росту. Поэтому отечественному рынку есть куда развиваться, учитывая, что именно контейнер обеспечивает высокую сохранность, удобство и эффективность транспортировки, – считают специалисты компании.
Кроме каботажных контейнерных перевозок по линии Калининград- Санкт-Петербург (проект «Балтийский экспресс» был представлен на форуме генеральным директором Корпорации развития Калининградской области Владимиром Зарудным), есть еще одно перспективное направление: перевозка грузов из Китая в Европу. И здесь Литовские железные дороги (Lietuvos Gelezinkeliai) готовы выступить в качестве наших партнеров. Заместитель директора LG по грузовым перевозкам Саулюс Стасюнас выступил с презентацией проекта организации перевозок контейнеров из Южной Кореи в Калининградскую область через Литву. Речь идет о доставке комплектующих автомобилей Hyundai и Kia для производства «Автотора».
Сейчас они отправляются морем через Роттердам и Балтийск с несколькими перегрузками, а срок доставки составляет от 30 до 45 суток. В предлагаемом варианте, с короткой переброской из порта Пусет до Находки и далее по железной дороге время в пути составит всего 12-13 суток.
Второй предложенный вариант – интермодальный поезд из Китая в Калининград. Аналогичный маршрут через станции Достык (Казахстан) и Шяштокай (Литва) в Германию и Францию был пройден за 12 дней.
Грузовой трафик из Китая в страны ЕС в последние годы показывает устойчивый рост – сейчас между Востоком и Западом курсирует 1500 -1700 составов в год, но по данным представителя LG, уже через 5 лет это число вырастет в три раза. С учетом того, что большинство маршрутов идет через страны Балтии, понадобится существенное расширение пропускной способности этого коридора. И включение в общую логистику Калининградской области с ее четырьмя уже действующими железнодорожными пунктами пропуска будет просто необходимо – и это отчетливо понимают наши соседи.
Индустриальный парк «Черняховск» предоставляет идеальные условия для решения такой задачи: железнодорожные пути двух форматов, российского и европейского, а также участок в 300 га для строительства так называемого сухого порта для перевалки грузов. «Мы видим развитие индустриального парка «Черняховск» как транспортно-логистического узла, включенного в глобальный проект «Великий шелковый путь» в качестве сухого порта, складского, сортировочного и производственного центра.» – прокомментировал проект генеральный директор Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный.