— Игорь Константинович, добрый день. Расскажите, почему возникла необходимость создания подобной корпорации вне структуры регионального правительства. Какие цели вы ставите?
— Необходимость создания структуры, которая будет реализовывать региональные проекты развития, на сегодняшний день очевидна. Сотрудники правительства разрабатывают государственную политику в области региональной экономики, промышленности, инвестиций и так далее. Они пишут программные документы, разрабатывают стратегию движения региона по экономическому пути, то есть занимаются прокладкой курса. Я сам некоторое время работал в правительстве и по опыту знаю, что совместить позицию чиновника и позицию менеджера, который реализовывает поставленные задачи на практике, достаточно сложно. Поэтому периодически возникают разрывы, несоответствия между поставленными задачами и их реализацией на практике.
Правительством области был изучен опыт ряда российских регионов, вследствие чего была выявлена характерная особенность: во всех субъектах федерации, которые достаточно далеко продвинулись по пути привлечения инвестиций, существуют в той или иной форме региональные институты развития. Эти структуры как раз и занимаются тем, что на практике реализуют те цели и задачи в области экономики и инвестиций, которые ставят перед ними региональные власти. Сейчас такие механизмы существуют уже практически во всех российских регионах, в 29 из них они имеют форму корпораций развития.
При этом мы исходим из того, что наличие в регионе корпорации развития — задача минимум. В Калужской области, например, привлечением и работой с инвесторами в той или иной степени занимаются 8 структур, созданных региональным правительством в разных организационно-правовых формах. Там есть и открытые акционерные общества (ОАО), и государственные автономные учреждения (ГАУ), и некоммерческие организации. Одни из них занимается инвестиционным маркетингом, то есть тем, что по определению не может быть прибыльным, и финансируются из областного бюджета. Другие, как местная корпорация развития, имеют достаточно узкий круг задач и занимаются только земельными вопросами и созданием промпарков. В силу необходимости экономить бюджетные средства мы в Калининграде пока не можем позволить себе подобного разнообразия.
Другой пример: в Татарстане корпорация развития еще только создаётся, и она будет заниматься реализацией проекта города-спутника Казани, так называемым «Смарт-сити». То есть конкретным мегапроектом, который курирует правительство республики и на реализацию которого уже обещано федеральное финансирование. Всеми остальными вопросами в том же Татарстане занимаются структуры, которые созданы в иных организационно-правовых формах, например, в форме тех же самых ГАУ.
— Депутаты областной Думы потребовали отчёт о 40 млн, выделенных из областного бюджета на создание и функционирование вашей организации. Как были израсходованы эти средства?
— Я с уважением отношусь к депутатам областной Думы, но для начала стоит вспомнить о том, что чуть более полугода назад именно Дума инициировала создание Корпорации и проголосовала за внесение денежных средств в ее уставный капитал.
Мы прозрачная, подотчётная и открытая для всех запросов структура. Когда нас о чем-то спрашивают, мы всегда отвечаем на поставленные вопросы. В какой-то мере поднявшуюся волну обсуждения мы спровоцировали сами, обратившись с просьбой о дополнительном финансировании наших проектов на 2013 год. Другое дело, что любой вопрос можно обсуждать профессионально (и в этом смысле вопросы ряда депутатов нам понятны), а можно — по принципу, что «я всегда буду против». Но мы стараемся с уважением относиться ко всем мнениям и стремимся разъяснять нашу позицию всем, кто настроен на конструктивный диалог.
По деньгам всё на самом деле очень просто. Когда я слышу разговоры о том, что 40 млн рублей потрачены нецелевым образом, то в лучшем случае такие заявления можно объяснить недостаточной информированностью спикера, а в худшем — стремлением обвинить руководство Корпорации и областное правительство в совершении уголовного преступления. Поэтому я бы призвал всех быть сдержаннее в своих оценках.
После того, как Думой было принято решение об увеличении уставного капитала Корпорации на 40 миллионов рублей, нами были осуществлены все необходимые процедуры, связанные с государственной регистрацией дополнительного выпуска акций. Таким образом, первая часть денег в сумме 10 млн руб. поступила на счет Корпорации только в конце июля, а окончательно оплата акций была завершена в конце октября. Поступившие денежные средства находятся на расчётном счёте организации и расходуются в соответствии с уставными целями нашей организации. Я готов рассказать подробнее.
Полную версию интервью читайте на портале Калининград.ru