Обратиться в Корпорацию

Мы вам перезвоним


О промышленных парках - в газете "Комсомольская правда"

news-bg.jpg

ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ

Понятие «промышленная зона» хорошо знакомо нам со времен советской эпохи и связано с городским планированием. Для улучшения среды обитания крупные промышленные объекты было принято выносить из центра городов на специально отведенные территории. Как правило - на окраины, подальше от жилых массивов. Кроме решения эстетических и экологических проблем сосредоточение промышленных мощностей на одном участке способствует концентрации ресурсов и более слаженной организации производства. При этом до сих пор определение "промзона" нередко вызывает у нас не самые лучшие ассоциации: вечно дымящие трубы, плохая экология, неухоженная территория…

Сегодня в нормативных документах Минэкономразвития России используется термин «промышленный парк». Промышленный (или индустриальный) парк - это комплекс объектов недвижимости и инфраструктуры общей площадью не менее двух гектаров, управляемый единым оператором, который позволяет компактно размещать производственные объекты и предоставляет условия для их эффективной работы. К числу основных услуг, оказываемых промышленным парком, относится предоставление в собственность или в аренду земельных участков и помещений, оказание услуг по обеспечению электроэнергией, газом, водой и канализацией. Поскольку понятие промышленных парков еще не успело войти в широкий обиход, их даже в некоторых официальных документах иногда по старинке именуют промзонами.

При этом промышленные парки не следует путать с технопарками. Технопарк - это комплекс объектов недвижимости общей площадью не менее 0,5 гектаров для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, таких как IT или фармакология.

ПРОМЗОНЫ В РАБОТЕ...

Речь о создании промзон нового поколения в Калининградской области велась с 90-х гг., но в силу разных причин их перечень и местоположение были четко определены лишь в прошлом году. В соответствии с постановлением областного правительства от 8 сентября 2011 г. "О концепции развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года" на территории региона были выделены семь промышленных зон.

Поскольку необходимым условием для эффективной реализации проектов по развитию инфраструктуры будущих индустриальных парков является наличие специализированной управляющей компании, постановлением регионального правительства № 285 от 23 апреля 2012 г. было принято решение о создании ОАО «Корпорация развития Калининградской области» - акционерного общества, единственным акционером которого является область. В числе основных задач, стоящих перед корпорацией, - проектирование, строительство и сопровождение деятельности существующих и перспективных индустриальных парков, расположенных на территории региона. Кроме того, в процессе этой работы корпорация занимается привлечением в промпарки будущих резидентов, оказывает им всестороннюю поддержку в процессе реализации их инвестиционных проектов, а также решает возникающие организационные вопросы.

Сегодня три действующие площадки из семи зон "перечня правительства" управляются независимыми операторами.

Промышленная зона «Гурьевская» расположена в поселке Поддубное Гурьевского района и занимает площадь в 229,1 га. Управляющей компанией, отвечающей за развитие данной территории, является ООО «Промышленный округ «Ноухаузен». Компания получила данное право по итогам открытого конкурса, проведенного областным правительством в октябре 2009 года.

Пока единственным резидентом «Ноухазена» является компания "Лорри-Сервис", официальный дилер Renault Trucks в Калининграде, построившая станцию обслуживания автовозов и логистический центр. План парка, представленный в интернете, в недалеком будущем предусматривает размещение на его территории разнообразных производственных предприятий: от мясо- и рыбопереработки до производства стекла, посуды, вагонов и мебели.

«Якорным» резидентом «Балтийского промышленного парка» (119 га) в Калининграде является завод компании "Алко-Нафта" - крупнейший в России и СНГ производитель полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Оператор парка ООО "БалтТехПром" рассчитывает в первой половине 2013 г. оборудовать территорию сетями газоснабжения. В 2014-2022 гг. поэтапно будут вводиться в строй портовый терминал и железнодорожные пути.

Наиболее успешным примером комплексного подхода к освоению производственных площадок в Калининградской области на сегодняшний день является проект "Технополис Гусев" – первая в России частная территория научно-технического развития. Здесь, на востоке области, на территории 340 га созданы и действуют пять современных высокотехнологичных производств: "Цифровые телевизионные системы" (радиоэлектроника), "Пранкор" (антенны и корпуса), "ДжиЭс-Нанотех" (микроэлектроника), "Белый ключ" (домостроительный комбинат), «Первая картонажная фабрика» (производство гофротары и упаковки). В 2013 г. оператор технополиса, российская корпорация «Дженерал Сателайт», планирует работы по закладке университетского учебно-научного комплекса и общественно-делового центра.

- Сегодня в Гусеве мы можем своими глазами увидеть, как выглядит современный индустриальный парк. Этот опыт представляет для нас особую ценность, поскольку проект «Технополис Гусев» ориентирован на инновационные разработки с применением нанотехнологий. Существующий опыт создания таких объектов должен быть внимательно изучен с целью его использования при проектировании и строительстве новых промышленных площадок на территории области, - говорит генеральный директор ОАО «Корпорация развития Калининградской области» Игорь Васильев.

...И В ПЕРСПЕКТИВЕ

Вместе с тем четыре перспективные промзоны по-прежнему ожидают своего часа. Это участки в Черняховске (938,3 га), Советске (100 га), Правдинске (130 га) и поселке Константиновка Гурьевского района (75 га). Именно с этими территориями сегодня работает «Корпорация развития Калининградской области».

Одним из главных условий окончательного выбора той или иной площадки является возможность ее выкупа в собственность Корпорации.

- Площадка, существующая в Советске, уникальна с точки зрения своего расположения: до границы с Литвой – менее 2 километров, но сама территория не попадает в пограничную зону. На сегодняшний день – это сформированный участок, предназначенный для использования в промышленных целях, не имеющий каких-либо обременений. Однако его кадастровая стоимость при площади 100 гектаров составляет свыше 1,2 миллиардов рублей. Безусловно, сложно рассчитывать на то, что кто-то решит приобрести его по этой цене, - отмечает Васильев.

Дорогим удовольствием является и подвод коммуникаций. Подключение к газу и электричеству, бурение скважин и строительство очистных сооружений также обойдется в копеечку. Областной бюджет не имеет возможности полностью финансировать эти работы. Поэтому сегодня Корпорация ведет переговоры с внешними источникам финансирования – государственными системообразующими банками и банками развития наподобие Сбербанка и ВЭБ, а также рассматривает возможность участия в государственных программах, предполагающими возможность финансовой поддержки проекта за счет средств федерального бюджета. Так в рамках ежегодного конкурса, проводимого Минэкономразвития России, предусмотрено выделение государственного финансирования субъектам федерации на субсидирование мероприятий по созданию промышленных (индустриальных) парков при условии, что не менее 20 процентов общей площади зданий и помещений на территории будущего объекта будут предназначаться для размещения предприятий малого и среднего бизнеса. В Корпорации рассчитывают, что Калининградская область уже в будущем году примет участие в конкурсе, представив на него проект создания индустриального парка, соответствующий всем необходимым критериям.

СЛОЖНОСТИ

В некоторых случаях развитие будущих точек промышленного роста осложняется их географическим положением. Такая ситуация сложилась в Правдинске.

- По результатам проведенного анализа нам стало ясно, что развитие южной части области существенно затруднено вследствие отсутствия ключевых элементов транспортной инфраструктуры, - рассказывает Игорь Васильев. – Сегодня области крайне необходим новый автомобильный переход через Преголю в районе Гвардейска. Помимо вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земель Правдинского района он поможет создать прямой транспортный коридор "Север - Юг", а также будет способствовать положительному решению вопроса о строительстве нового автомобильного погранперехода в районе поселка Железнодорожный. Это придаст новый импульс развитию огромной по меркам области территории и позволит развивать здесь не только промышленность и транспорт, но и туристический сектор.

Успех проекта по освоению промзон также сильно зависит от взаимодействия с местными властями. Именно муниципалитеты сегодня являются собственниками земель, предназначенных для строительства четырех промышленных площадок. В этой ситуации конструктивная позиция руководства муниципальных образований является одним из факторов успеха.

Все четыре «областные» площадки присутствуют в генпланах соответствующих муниципалитетов. Однако не все они оформлены надлежащим образом. Бывает так, что территория будущего индустриального парка разбита на несколько отдельных участков, которые относятся к различным категориям земель и нередко обременены действующими договорами аренды. Некоторые земли до сих пор не поставлены на кадастровый учет, и границы таких «перспективных промышленных зон» документально никак не закреплены. Для того чтобы начать работу по проектированию, необходимо сначала привести такие участки к общему знаменателю, что также требует немало времени и сил.

С ЧИСТОГО ЛИСТА

Кроме работы с четырьмя площадками, обозначенными в Концепции развития промышленности, Корпорация самостоятельно занимается поиском новых перспективных участков.

- Мы ищем альтернативные инвестиционные площадки. Чем их больше, тем проще определиться с выбором наиболее перспективного участка для реализации проекта в сжатые сроки и с наименьшими затратами, - объясняет Васильев. – Результаты уже есть. Не называя имен, скажу, что сегодня мы отрабатываем несколько очень интересных объектов. Как только окончательный выбор будет сделан, мы обязательно об этом расскажем.

Известно, что в качестве места для размещения будущего индустриального парка площадью 250-300 гектаров Корпорация рассматривает участки в радиусе 40-50 км от Калининграда. В отличие от существующих промышленных зон, земли которых находятся в собственности муниципалитетов либо коммерческих управляющих компаний, собственником и оператором новой площадки будет выступать сама Корпорация. Это позволит оперативно решать все возникающие вопросы и напрямую вести переговоры с инвесторами и потенциальными резидентами. Кроме того, при выборе участка «с нуля» можно в полной мере учесть наличие существующих или проектируемых коммуникаций, что приведет к существенному сокращению бюджета проекта. До конца года Корпорация предполагает сделать окончательный выбор и объявить открытый международный конкурс на территориальную планировку и проектирование инфраструктуры будущего парка. На сегодняшний день в адрес Корпорации уже поступили предложения от нескольких проектных организаций. Среди них польские проектировщики, занимающиеся развитием промышленных парков в Поморском воеводстве, немецкая компания, проектировавшая аналогичные объекты в Ульяновске и Калуге, а также китайский строительный холдинг с государственным участием. В настоящий момент ведется разработка технического задания, а также проводятся расчеты по определению начальной стоимости проекта.

- Мы - коммерческая организация. Наша задача - сделать экономически эффективный проект. При этом экономическая эффективность рассчитывается просто: мы должны вложить определенные деньги в освоение земли и в строительство коммуникаций в рамках большой площадки. После этого ее нужно будет разделить на более мелкие участки, которые будут проданы или сданы в долгосрочную аренду реальным инвесторам. При этом итоговая цена не должна их отпугнуть, - отметил Васильев. - Инвесторы будут сопоставлять стоимость самостоятельного освоения территории с той ценой, которую мы будем выставлять за подготовленные участки. Плюс мы предлагаем пакет услуг по сопровождению проекта, чтобы он был успешно реализован. Вплоть до предоставления персонального менеджера для помощи в решении административных и организационных вопросов.

Любой инвестор может заполнить заявку на размещение производства. Ее форма размещена на сайте Корпорации. В заявке нужно указать свои требования к размеру участка и наличию необходимой инфраструктуры. В течение десяти дней после получения заявки Корпорация будет готова предложить несколько вариантов для размещения будущего проекта. Следующим этапом сотрудничества является подписание инвестиционного меморандума между сторонами.

«Все делается для того, чтобы любой инвестор мог зайти со своим проектом, - подчеркнул Игорь Васильев. - Прежде всего, мы ориентируемся на компании, которые заинтересованы в запуске своих производственных проектов в короткие сроки, вследствие чего они не готовы тратить время и деньги на поиск земельного участка и самостоятельное подключение к инженерным сетям».

КАЛУЖСКИЙ ВАРИАНТ VS. ПОЛЬСКИЙ ВАРИАНТ

Пионером создания индустриальных парков в России считается Калужская область. Сейчас ОАО «Корпорация развития Калужской области» управляет восемью промышленными парками общей площадью свыше тысячи гектаров. Число резидентов – транснациональных корпораций перевалило за 40. В области менее чем за десять лет с нуля был создан автомобильный кластер с участием мировых гигантов Volkswagen, Mitsubishi, Peugeot, Citroen. Действуют производство по выпуску электроники Samsung и шинный завод Continental, развиваются фармацевтический и логистический кластеры. При оценке эффективности государственных вложений в создание промышленной инфраструктуры правительство Калужской области обычно отмечает значительный кумулятивный эффект от этой работы. При этом не является большим секретом, что для крупнейших инвесторов «цена входа» на площадку, подготовленную за областные деньги, иногда бывает ниже расходов, фактически понесенных на ее освоение. За счет такого подхода Калужской области удалось привлечь в регион ряд крупных, «якорных» инвесторов, таких как Volkswagen. Кстати, этот концерн в настоящее время активно финансирует работы по реконструкции калужского аэропорта «Грабцево», планируя в ближайшее время сделать его международным. Взамен регион получает рабочие места и налоговые отчисления в долгосрочной перспективе.

Иной подход избрали наши польские соседи - Поморская специальная экономическая зона, управляющая несколькими индустриальными парками, расположенными на территории четырех воеводств на северо-западе Польши.

Деятельность Поморской СЭЗ регламентируется польским законодательством, в соответствии с которым для компаний-резидентов на 20-летний период введены налоговые льготы. Сама зона является коммерческой организацией, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, и в своей работе руководствуется исключительно экономическими соображениями. В частности, это означает, что земельные участки продаются инвесторам по цене, позволяющей покрыть все затраты на их выкуп и подготовку, а также обеспечивающей управляющей компании необходимую норму прибыли. Руководство зоны отмечает, что в своей работе они также ориентируются на решение социальных задач, но во главу угла все же ставится экономика. Общая сумма инвестиций, привлеченных Поморской СЭЗ, составляет 1,7 млрд. евро. Средний срок от момента закладки завода до запуска серийного производства составляет девять месяцев.

- Мы не собираемся делать кальку с калужского или польского опыта, мы создаем собственный управленческий проект. Но польский подход нам все же ближе, - отмечает Васильев. – Кроме того, Поморская СЭЗ служит наглядным примером того, как могут существовать особые налоговые режимы в условиях ВТО.

Налоги уплачиваются в полном объеме, но если резиденты СЭЗ выполняют условия по созданию новых рабочих мест и объему капвложений, до 60% уплаченных налогов возвращаются им из бюджета».

Польский подход к установлению налоговых преференций для инвесторов может быть полезен при разработке новой редакции закона об ОЭЗ в Калининградской области.

Несмотря на то, что в 2016 году закончится переходный период, дающий право на беспошлинный ввоз на территорию Калининградской области сырья и комплектующих, налоговые льготы в рамках действующего закона сохранятся до апреля 2031 года. Эти льготы уникальны для России. Если в иных регионах для инвесторов в лучшем случае предусмотрены льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, то у нас резиденты ОЭЗ полностью освобождены от них первые шесть лет реализации инвестиционного проекта, а в последующие шесть лет платят их в размере ½ от действующих ставок. Так что потенциал закона об особой экономической зоне в Калининградской области еще далеко не полностью себя исчерпал, нужно лишь глубже анализировать имеющиеся возможности.

В планах корпорации на следующий год – завершить проектирование и приступить к строительным работам на территории первого индустриального парка. Как сообщил гендиректор корпорации Игорь Васильев, параллельно будут вестись работы по проектированию второй площадки, которой станет одна из четырех существующих перспективных промзон. Кроме того корпорация продолжает вести работу по иным направлениям, среди которых - создание областного IT-парка, а также строительство бизнес-инкубатора для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Автор текста: Александр Шамшиев

Фото: из архива "КП"

Ссылка на источник.


Наверх ↑